18+
18+
Архитектура и дизайн, Городское благоустройство, Деревянная архитектура, Дом за рубль, Краеведение, Люди, Рассказано, томск интервью дом за рубль восстановление деревянной архитектуры алексей будников арендатор благоус Алексей Будников: «Невозможно опустить руки, когда столько людей тебя поддерживает!»
РЕКЛАМА

Алексей Будников: «Невозможно опустить руки, когда столько людей тебя поддерживает!»

С Алексеем Будниковым мы общались в 2021 году, когда казалось, что работы по восстановлению «дома за рубль» на Савиных, 10а, почти завершены. Но весной 2022 году случилась беда — пожар.

Дом заметно пострадал. Несмотря на это, команда Алексея нашла силы и средства продолжить работу. Последствия огня почти ликвидированы. Восстановление близится к завершению. До нового года в доме собираются открыть бистро, а уже летом — проводить тематические встречи на балконе.

Поговорили с Алексеем о том, как живет дом после пожара, какие работы по восстановлению проведены и как удалось пережить ситуацию, когда практически все нужно было начинать сначала.

Восстановление «дома за рубль» на Савиных, 10а, Алексей Будников начал еще в 2018 году, но из-за пожара часть работ пришлось делать заново.
Фото: Серафима Кузина

— Алексей, вы долго восстанавливали дом по Савиных, 10а, мы об этом не раз рассказывали. Но в апреле 2022 года в здании случился пожар. Насколько большим был ущерб от огня? Как вы справились с ситуацией и продолжили работу?

— По заключению эксперта, случился поджог. У нас было немного вариантов — столько сил уже потрачено, а пациент скорее жив, чем мертв. Когда я трезво оценил ситуацию, то стало ясно — пострадало меньше, чем осталось целым. Понятно, что настроение у нашей команды было не самое хорошее, независимо от размеров ущерба очень неприятно, когда кругом грязно, на голову капает вода, видишь сгоревшие материалы, чувствуешь запах гари… Это вгоняло в уныние. Поддержало, что на наш пожар сразу же откликнулись многие люди — не только томичи, но и из других городов. Оказалось, все они следили за проектом и после пожара стали спрашивать, как нам можно помочь, предлагали организовать сбор.

— Возник стихийный сбор средств по инициативе людей?

— Да, нам не только писали слова поддержки, но и хотели перевести деньги на восстановление дома. Мы решили, раз есть запрос, почему бы и не открыть сбор. В итоге за 3-4 дня получили более 700 тысяч рублей, их присылали люди со всей страны — от Владивостока до Калининграда. Нас такая помощь приободрила. Собрать всю сумму было нереально — ущерб оценивался миллионам. Конкретной цифры нет, речь о 3-5 миллионах. Но и собранные 700 тысяч, на которые мы никак не рассчитывали, были очень полезны. На них мы сделали крышу. И, главное, поняли — невозможно опустить руки, когда столько людей тебя поддерживает! Поэтому мы взялись за дело…

Алексей Будников
Фото: Серафима Кузина

— Как дальше был построен процесс?

— Сначала была фаза чистки. Спасибо команде, что никто не пал духом. Хочу сказать про ребят, которые работают здесь руками. У нас к моменту пожара уже были покрытые маслом, зашлифованные вручную деревянные полы, нам пришли обои, оставалось совсем немного доделать… В итоге после пожара ребятам пришлось не с нуля начинать, а даже еще хуже: надо было всё очищать, были прогары по перекрытиям, дыры наверху — через них было видно небо. Крыши почти не осталось. Мы что-то демонтировали и начали работы.

Из глобальных задач — первой нужно было сделать крышу. Сложно в контексте пожара говорить про удачное время. Но не представляю, как бы это выглядело, если бы он случился зимой. В нашем случае был конец апреля, весна, дождей нет. У нас появилась возможность демонтировать крышу, сделать новую, закрыть ее. Это первый этап — после него можно было выдохнуть, вода не протекает внутрь. Дальше начались уже расчистки и демонтаж сгоревшего внутри.

Последствия пожара
Фото: Серафима Кузина

— Вы сказали, что причиной пожара был поджог. Не было расследований, кто в нем виновен?

— Я не верю в теории заговоров. Думаю, причина банальна — все случилось в ночь с пятницы на субботу. Часто в наш двор в центре Томска чего только не кидают, люди разные бывают, сложно понять, у кого что в голове. У нас есть заключение, которое дала полиция и потом МЧС, что возгорание случилось из-за горючей жидкости.

— Что можно сделать ради будущей пожарной безопасности?

— Сейчас у нас все деревянные конструкции покрыты материалами с негорючим составом. В доме круглосуточно находятся люди, есть противопожарная сигнализация... Понятно, что от всего сложно защититься, но делаем, что можем.

В целях безопасности сейчас в доме провели пожарную сигнализацию и обработали все стены огнезащитными материалами.
Фото: Серафима Кузина

— Были ли какие-то плюсы у этой неприятной истории?

— К нашей команде присоединился Иван Валентинович Скоморощенко, известный плотник. Он помогал нам с восстановлением крыши и сейчас сделал крыльцо, балкончики. Иногда благодаря несчастью находятся такие важные люди. С Иваном Валентиновичем мы познакомились через Ольгу Павлову и проект «Том Сойер Фест», в котором он участвует. С его помощью и под его руководством мы смогли восстановить крышу за короткие сроки. Позже у нас появился балкон, сделанный его руками, веранда — это тоже его рук дело. Он — прекрасный человек, чей опыт и мудрость очень помогают нам воплощать проект в жизнь.

— Когда удалось вернуться на «допожарный» этап работ?

— Я для себя оцениваю, что примерно через год после пожара мы вышли на тот же уровень. Сегодня не все восстановлено, у нас есть сгоревшая лестница и другие дела, которые мы для себя откладываем на зимний период. Зато во многих моментах мы продвинулись дальше. Сейчас максимально ускоряемся с цокольным этажом. Сюда уже проведены все инженерные коммуникации, очищен кирпич, мы на этапе закрытия потолков и укладывания плитки. По сути остаются отделочные работы.

В цокольном этаже осталось закончить только отделочные работы.
Фото: Серафима Кузина

— Откуда старый кирпич, из которого стены цоколя? Он родной, из этого дома?

— Да, это старая кладка. Прежнее покрытие снималось до кирпича, в дальнейшем очищалось. Часть элементов (кирпич был поврежден) убирали и заменяли тем, что остался от старых печей, которые здесь были. Дом когда-то отапливался ими. Всего печей было четыре — по углам. В цоколе топили, тепло поднималось наверх. В советское время, в 60-70 годы, печи разобрали жильцы, а в оставшихся частях сделали шкафчики — дверцы были в каждой квартире. Нам дом достался в таком виде.

Здесь место «исследователей»

Уже в конце этого года здесь появится кафе
Фото: Серафима Кузина

— Вы сказали, что работы в цоколе почти закончены. Что здесь будет?

— Мы планируем до конца года открыть кафе. Подумали над форматом и остановились на локальном бистро.

— Как его назовете?

— «Исследователи». Название связано с несколькими фактами и людьми. В этом доме когда-то жил знаменитый исследователь Арктики Николай Урванцев. Это одно значение названия. Другой момент — у меня и моей семьи есть хобби, путешествовать с детьми в дальние края, их исследовать. Мы ездим на машине из Томска, проехали более 20 стран. Самое большое путешествие у нас было из Томска до Марокко — путь более 20 тысяч км. Это тоже сказалось на общей концепции заведения. Еще мы подумали, у нас студенческий город, в нем много университетов, в них учатся и работают исследователи. Хотим в своей концепции развивать и эту мысль.

Узнать, кто еще жил в доме на Савиных, 10а, и участвовал в его строительстве, можно в нашем материале тут.

— А что скажете про формат?

— Это локальное бистро, поскольку у нас небольшие площади, мы не сможем сделать огромный ресторан или столовую. Хотим создать современное бистро, вдохновляемся разными вкусами со всего мира. Настя, моя супруга, любит готовить. В наших поездках она присматривает рецепты, хочет лично участвовать в процессе, связанном с кухней. Мы уже начали экспериментировать. Например, вместе с нашими друзьями, музеем «Профессорская квартира», на Пасху пекли куличи по историческим рецептам. Это был интересный опыт, будем продолжать совместные проекты. Но в бистро у нас все же будет не историческая кухня.

Фото: Серафима Кузина

— Анастасия станет шеф-поваром «Исследователей»?

— Мы еще продумываем, как именно это будет реализовано. Возможно, появится отдельный шеф-повар, тот, кто будет задействован в делах бистро постоянно. У нас все-таки есть своя ежедневная работа и четверо детей, которые требуют внимания. Возможно, Настя не будет именно шеф-поваром. Но она любит готовить, ей нравится собирать идеи, она непременно включится в работу.

Пока непонятно, каким будет новое кафе, но у авторов проекта уже есть свои идеи.
Фото: Серафима Кузина

— Что скажете про стиль заведения?

— В этом аспекте мы сотрудничаем с декоратором, стилистом интерьеров Кирой Массон. Она — член нашей команды. У нас много идей, которые мы хотим реализовать вместе (здесь к нашему разговору присоединилась Кира — прим. автора).

Кира Массон: Пространство в доме небольшое, но хотелось бы сохранить настроение, оставить на виду часть кирпичных стен. Будет милое, атмосферное место в центре города со своим колоритом. Это старый дом, в нем большие окна. В интерьере будут винтажные элементы. Мы их ищем, ездили осенью в Петербург на барахолку за всякими штуковинами. На «Авито» отслеживаем, что появляется, присматриваем люстры, кресла. Но создавать здесь музей мы не собираемся. Это будет современное пространство с предметами, которые отсылают к прежним временам. Небольшая уютная гостиная большого дома, куда вы пришли к друзьям — такую атмосферу хотелось бы создать. В этом нам помогут цветы, опущенные люстры, стоящие близко друг от друга столики, цветовая гамма.

Стилист интерьеров Кира Массон
Фото: Серафима Кузина

— Можно назвать этот стиль винтажным?

К: Он современный, но стилизованный. Важно, что это не реконструкция прошлого. Время идет, и мы это чувствуем. Но детали могут стать «якорьком» и вернуть в детство. К примеру, мы нашли люстры-одуванчики, которые были во многих домах в советское время, собирали специально для бистро хрустальные люстры. Постоянно занимаемся поиском, выкладываем посты, получаем комментарии: «О, у меня было такое у родных!». Атмосферу прошлого соединим с современной. Томск все равно по натуре молодежный город.

В кафе планируют соединить атмосферу прошлого с современностью
Фото: Серафима Кузина

Алексей Будников: Нет цели уходить в музейную историю, не случится такого, что мы наберем много вещей, разложим их, как экспонаты, и позовем на них смотреть.

К: Внесем только легкую нотку прошлого. А в целом у нас будет звучать современная музыка, в меню войдут актуальные блюда. При этом с отсылкой к корням — все рецепты берут начало с давних времен. Хочется знакомить томичей с нашим домом через кухню и встречать их гостеприимно. Тем более, что внутренний туризм сегодня развивается. А «Исследователи» — название для всего дома, не только для локального бистро.

А: У нас в цоколе будет локальное бистро, а на втором и третьем этажах гостевой дом.

На втором и третьем этажах почти все готово
Фото: Серафима Кузина

— Уже не хостел, как говорилось сначала?

А: Гостевой дом — это более точное название для того, что мы хотим сделать.

К: Гостевой дом — это когда ты приходишь словно не в гостиницу, а к близким. В оформлении, атмосфере, подаче, поведении сотрудников — это будет чувствоваться. Хочется, чтобы у нас было во всех смыслах тепло. Мы и команду подбирали таким образом — брали тех, кому интересна задумка.

Фото: Серафима Кузина

А: Кстати, мы продолжаем поиск классных ребят в проект. Это касается и бистро — нам нужны официанты, повара, кому близок наш подход. У тех, кто в нашей команде, непременно будет возможность развиваться.

Лето — время для встреч на балконе

Сделать балкончик помог известный в Томске плотник Иван Скоморощенко.
Фото: Серафима Кузина

— У вас уже готов красивый просторный балкон на втором этаже. Знаю, что у вас с ним связаны определенные планы…

А: Это идея Киры — запустить балкончик раньше, чем все остальное. Пространство получилось большим, вмещает 10-15 человек, не балкон, а целая веранда! Кира сказала, что летом грех не воспользоваться такой красотой. Можно на нем проводить интересные встречи. Мы уже продумали, что это может быть. Хотим совместно с ТПУ сделать встречу о Николае Урванцеве. Мы изучаем его биографию — спасибо Лизе Кузьминой, начальнику отдела культурного наследия и работы с сообществом политеха, она помогла нам. У них в музее ТПУ просто кладезь информации. Несколько дней мы ходили в библиотеку туда, они рассказывали об этом исследователе. Слушали с открытыми ртами, и нам стало обидно, что столько интересной информации узнаем только мы. Подумали: хочется, чтобы как можно больше людей услышали эти истории…

Уже этим летом здесь будут проходить разные встречи и культурно-просветительские мероприятия.
Фото: Серафима Кузина

К: Мы видим отклик, когда публикуем посты с такими фактами. Рассказать действительно есть о чем. И показать. В ТПУ много вещей, которые там собирают, если связанный с политехническим человек был известной личностью. К примеру, в музее есть лампа, которая висела в комнате Урванцева в студенчестве. Его средства для бритья…

А: …очки, туристические мешки, с которыми они в 1920-е годы ходили в походы. Причем первый из них был организован еще Колчаком. Урванцев с ним общался, когда Томском управляло белогвардейское движение. Беседа об Урванцеве — это пример подобных событий. Также хотим сделать встречу с Иваном Валентиновичем Скоморощенко. Он может поделиться интересными плотницкими историями о работе с деревом. Еще в планах — встреча с Пашей Богдановым о графическом дизайне. Это наш друг и товарищ, сейчас он работает над фирменным стилем и шрифтами для гостевого дома и локального бистро. Также мы подумали о записи подкастов об электронной музыке. Возможно, это будут беседы-исследования различных направлений электронной музыки. Я раньше ею увлекался, у меня много друзей, кому такое было бы интересно. Еще музыка помогает задавать настроение. Кира предлагает провести встречу об интерьерных решениях…

Фото: Серафима Кузина

К: Я раньше активно занималась восстановлением старой мебели, мне есть что об этом рассказать. Можем побеседовать про интерьерные решения, о том, как совмещать старые вещи с новыми, при этом не превращаясь в музей.

— И пространство располагает для таких встреч...

К: Я подумала, где у нас в Томске еще можно зайти на старинный балкончик? Разве что на Шишкова. Такие встречи планируем на лето, сейчас быстро закончим приводить балкончик в порядок и начнем. Мы уже посадили цветы, поставим их на балкон, чтобы создать атмосферу сада.

А: И у нас еще со времен моего проекта культурного пространства FLAT остались пуфики-мешки, на них можно разместиться. Все пойдет в дело, теперь они будут тут на балкончике.

К: Да, дом еще восстанавливается, но хочется использовать то, что уже есть.

Рядом еще один балкончик поменьше
Фото: Серафима Кузина

— Что нужно сделать для запуска встреч на балконе?

А: Организовать безопасный проход, чтобы никто не упал с лестницы. Встречи на балконе — ближайшая перспектива, уже через пару недель собираемся их организовывать. Дальше откладывать смысла нет, лето в Томске короткое.

Дом за домом

После открытия бистро работа на остальных этажах будет продолжена.
Фото: Серафима Кузина

— Когда будет готов сам дом?

А: Строительные процессы — дело неблагодарное. Но по своему таймингу до конца этого года мы планируем открыть в цоколе бистро. У цоколя отдельный вход, а на остальных этажах продолжим работу.

— Много ли осталось работы в цоколе?

— Фундаментальные вещи уже сделаны. Нужно выстроить коммуникации и «закрыть» стены. Черновые работы ещё в процессе — стены, плитка, потолки и много мелких нюансов, дальше приступим к мебели и деталям, которые придадут пространству настроение. Есть какие-то моменты, которые досаждают тем, что их не видно, но они требуют много сил и времени. Со старым домом всегда так. Но закончить работы до конца года нам по силам.

Фото: Серафима Кузина

— Что в доме с коммуникациями?

— Возникла вынужденная пауза. Но для того, чтобы запустить цоколь, нам понадобится полноценное отопление. Сейчас мы на этапе работ с тепловым узлом, автоматизированным. Он не сильно дешевый, но в нашем случае будет один на два дома, так что в итоге удастся сэкономить. В будущем мы планируем восстановить по программе «Дом за рубль» еще и соседнее здание по Савиных. 10.

— В каком состоянии второй дом?

— Он около 10 лет назад горел.

Дом по соседству, на Савиных, 10, Алексей тоже планирует восстановить
Фото: Серафима Кузина

— Вы к нему еще не приступали?

— Проект по второму дому готов и сдан, и мы уже приступили к работе с ним. Дом на этапе разборки. Он сегодня в таком состоянии, что вызывает беспокойство и у жильцов соседней пятиэтажки, и у нас — опасно накренился. Начали разбирать, демонтировать сгоревшие детали, будем, что возможно, потом пускать в дело. У нас большой опыт — мы за разумное потребление, многим вещам давали вторую жизнь. Например, в доме, который сейчас восстанавливаем, подоконники были наполовину сгнившими. Мы из сохранившихся кусочков делали «залечки» для оконных колод. Старым деревом подлечивали повреждения. Понятно, такой щепетильный подход требует времени. Проще взять и сделать новое. Но мы увлеклись процессом реставрации, нам нравится делать так тщательно. Уверены, люди, которые знают, как мы реставрировали дом, с интересом придут посмотреть все живьем, когда мы откроем двери.

— За сколько лет планируете восстановить второй дом?

— За три года. Мы многое уже отработали, нам теперь гораздо проще будет решать некоторые моменты.

Фото: Серафима Кузина

— Какое у вас сегодня ощущение, на фоне полученного опыта, от программы «Дом за рубль»?

— Мы сейчас сконцентрированы на этих двух домах, наша задача их восстановить, благоустроить между ними территорию. Рассчитываем сделать для бистро дворик между домами с газоном, на опорную стенку разместить подсветку. Думаю, здорово, если между домами все будет красиво и аккуратно.

Глобально, что касается темы восстановления деревянных томских домов — полагаю, со старыми домами кардинально вопрос может решить только вариант приобретения восстановленного здания в собственность. Многих людей аренда, несмотря на существенный срок договора, отталкивает, и они даже не рассматривают для себя такой вариант.

Текст: Мария Симонова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Томский Обзор».

Томские новости

Сегодня в Томске начали расконсервировать фонтаны

20 апреля 2024
Креативные индустрии

Как получить 250-летнюю виолончель для концерта? Музыкант Глеб Степанов о музейных гастролях в Томске

15 апреля 2024
Краеведение

В гостях у Анны. Как в доме на Воскресенской горе сохранили старинную печь

16 апреля 2024
Город

Сколько на Воскресенской горе сохранилось старинных печей?

17 апреля 2024
Томские новости

Томские волонтеры очистили от мусора родники на Университетском озере, в Академгородке и Михайловской роще

23 апреля 2024
Работа

Вклад в будущее. Как крупные томские компании помогают вузам в подготовке новых профессиональных кадров

27 апреля 2024
Как это работает

Константин Андреев, Музей истории ГУЛАГа. Как привлечь к изучению семейной истории детей и взрослых — нестандартные советы

2 мая 2024
Креативные индустрии

Айсберги для «Исследователей». Как керамистка Елизавета Клеванцева создает арктический декор для «дома за рубль» на Савиных

3 мая 2024
Томские новости

Все томские фонтаны заработают к 9 мая

4 мая 2024